Хотя интернет есть почти во всех российских школах, правила по работе с ним оставляют желать лучшего. Зачем ставить фильтры, если большинство школьников пользуются мобильным интернетом? Кто несет ответственность за безопасность интернета? Кому всё это нужно? Татьяна Медова, исполнительный директор компании «Смарт-Софт», помогает разобраться в деталях.
По данным 2015 года, 1% школ не имеет доступа в сеть, а в 25% учебных заведений подключиться к сети можно только из отдельных кабинетов – информатики, директора, учительской. При этом в 4% школ не блокируется доступ к запрещенным сайтам и социальным сетям. Полученную свободу передвижения школьники используют, как считают нужным. И это без учета мобильного интернета на устройствах самих учеников.
Интересно, что только 40% поисковых запросов с территории школ относится к учебной деятельности. Остальные 60% – это торренты, социальные сети и ресурсы, где встречается ненормативная лексика. Такие данные по использованию школьниками интернета приводит Руслан Гаттаров, глава комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.
Что говорят законы?
Фильтры призваны обезопасить детей от информации, которая может негативно повлиять на их психику. Кроме этого, школы должны выполнять законы, регламентирующие доступ детей в интернет.
Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует полномочия органов государственной власти и определяет виды информации, причиняющие вред здоровью детей. В законе указаны критерии классификации информационной продукции, в частности, возрастные, и обозначены общие требования к ее экспертизе. Недавно документ был дополнен и расширен. В частности, появилась статья о создании единого реестра запрещенных сайтов: закон определяет, кто может формировать этот реестр и вносить в него изменения, и указывает основания, по которым сайты могут быть внесены в реестр.
Политика доступа в интернет определяется образовательной организацией самостоятельно. У школ возникает проблема – как соблюсти законодательство? У Министерства образования и науки РФ разработаны методические рекомендации, но нет четких предложений, как их реализовать: какие использовать фильтры, каким стандартам должен соответствовать разрешенный контент. Нередко образовательные учреждения страхуются и блокируют всё, что может вызвать подозрения. Когда «Смарт-Софт» работал над пилотным проектом по предоставлению безопасного доступа в сеть, пришлось разработать собственную инструкцию для школ, пригласить на сдачу проекта прокуратуру и проверяющие органы – и только после этого проект был сдан.
Кому это нужно?
Как это устроено?
Можно идти двумя путями: создавать всю инфраструктуру с нуля или обезопасить существующую систему.
СЛОЖНЫЙ СПОСОБ
Путь более длинный и дорогостоящий предполагает первоначальное создание сетевой инфраструктуры (проводной или беспроводной), которая позволяет подключать к сети каждый класс. После этого подбирается хорошо проветриваемое помещение для размещения серверной. Затем следует этап настройки оборудования и программного обеспечения. Завершает проект обучение системного администратора и технического персонала – у некоторых компаний предусмотрены бесплатные тренинги.
ПРОСТОЙ СПОСОБ
Можно выбрать более короткий и менее затратный путь: обезопасить то, что существует. Приобрести программное обеспечение и настроить его, обучив работе с системой технический персонал. Выбирая систему, нельзя забывать о требовании закона «О персональных данных»: программа должна иметь сертификат ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю).
Кто этим занимается?
Сегодня около трех российских компаний специализируются на безопасном интернете. Кроме этого, фильтрацией занимаются провайдеры, например, Ростелеком. В семи тысячах школ используется система Traffic Inspector School Edition, разработанная «Смарт-Софт»: https://www.smart-soft.ru/solutions/schools/. В основе продукта лежит универсальный шлюз безопасности, обеспечивающий доступ к интернету и сетевую защиту. Специальный модуль фильтрует трафик, используя данные Центра анализа интернет-ресурсов – одну из крупнейших русскоязычных баз. Благодаря настройке правил можно разделить интернет для учителей и детей.
К сожалению, неверно считать, что технологии полностью обезопасят детей от информации, которая им не нужна. Школа может отслеживать только тот интернет, который «раздает» сама. Но мобильный интернет, который оплачивают родители на личных гаджетах учеников, учебное заведение контролировать не может, равно как и устанавливать «глушилки». Это вопрос не технический, а, скорее, юридический: отключая доступ к мобильному интернету, нарушаются конституционные права гражданина – свобода выбора и слова. Как совместить соблюдение конституционных прав детей с их же безопасностью? Решение пока не найдено.
Источник: edutainme.ru
Ваш комментарий станет первым!