control_kid1

Как правильно организовать родительский контроль трафика и блокировку сомнительных сайтов

Согласно анализу компании Brand Analytics, еще в 2016 году средний возраст регистрации в популярных соцсетях начинался с 10 лет, а пользоваться сетью самостоятельно дети начинают еще раньше. Причем во ВКонтакте, например, активных авторов в возрасте до 18 лет было 24%. И здесь возникают очевидные проблемы: что именно они ищут, какие группы посещают, какие еще ресурсы им доступны.

Информационные технологии – неотъемлемая часть жизни общества. И дети, как самые активные и любознательные его члены, используют Интернет иногда даже больше взрослых. А родители с удовольствием дарят планшеты и смартфоны с подключением к сети – и радуются, когда ребенок не отвлекает, не мешает и вроде бы занят делом. И ошибаются.

Чем опасна виртуальная реальность

Для ребенка, и тем более подростка, недопустим свободный доступ к порно, пропаганде насилия и прочей нежелательной информации – это очевидно. Но многие упускают еще один момент. У некоторых подростков проявляется синдром одиночества. Напрямую это не связано с Интернетом. Дело, скорее, в недопонимании взрослыми, конфликтах с родителями и сверстниками. Но именно в «виртуале» они находят единомышленников и анонимных друзей. Как им кажется, там их больше уважают, понимают и любят.

Они легко поддаются влиянию, редко критически относятся к своим сетевым «друзьям». Здесь можно почувствовать свободу: говори, что угодно, и делай, что вздумается. Без последствий и ответственности. Если упустить момент, то последствия могут быть серьезнейшими – это и депрессии, и развитие суицидальных настроений, и расстройство психики.
К счастью, прошли времена, когда на любой клик на экране появлялась картинка с порно. Но в свободной сети наткнуться на него несложно. А ведь имеются сайты экстремистского содержания, пропаганда самоубийств, наркотиков и другой контент, негативно действующий на детскую психику. Малолетний химик вполне способен собрать бомбу из подручных средств, пользуясь подробной инструкцией из Сети. Оградить своего ребенка от подобного – обязанность родителей. Но это дома, а как быть в общественных местах и, главное, в школах, в которые массово приходит Интернет?

Требования законодательства

Государство регламентирует ограждение детей и подростков от доступа к опасным сайтам, сообществам и группам. Это прописано на уровне законов (ФЗ-139 и ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Если говорить конкретно о школе, то администрация обязана обеспечить фильтры и блокировки.

Что происходит на самом деле? Надеются на провайдера. Но провайдер, к примеру, не блокирует сайты с нецензурной бранью и ряд других, которые допустимы для взрослых. Или настолько «обрезает» возможности школьной сети, что она становится недостаточной для других участников учебного процесса. Ведь в школе имеются не только ученики, но и администрация, учителя и другие взрослые (персонал, гости, родители).

Возможности UTM-решений

Современные комплексные системы обеспечения информационной безопасности, адаптированные специально под учебные заведения, легко закрывают этот вопрос. Такие UTM-решения реализуют эффективную систему контроля трафика, не ограничивающуюся только лишь запретными функциями. В отличие от множества отдельных устройств и программ, которые приходится сложно сводить и настраивать для обеспечения безопасности сети, UTM-решение объединяет их в себе. Это и блокировщик с контент-фильтром, и антивирус, и сетевой экран, и VPN, и много что еще. Отечественный рынок предлагает ряд подобных инструментов, имеющих такие преимущества:

  • Универсальность и многофункциональность. «Все в одном» — это удобно, просто и надежно.
  • Русскоязычный интерфейс и техподдержка. Даже у знающих английский некоторые термины вызывают трудности.
  • Полностью отечественный продукт. Не просто пример импортозамещения, а более качественная разработка, чем многие зарубежные решения.
  • Наличие сертификата ФСТЭК.

    С помощью UTM будут надежно заблокированы все ресурсы, не соответствующие нормам законодательства и требованиям Роскомнадзора (администрация школы свободно может расширить список). Но это только вершина айсберга.

  • Администратор может разделить доступ пользователей по группам. Учителя и администрация получают свой канал с расширенными возможностями, ученики – доступ с ограничениями. Здесь же можно установить запрещенное время доступа.
  • Организуется контроль доступа к Wi-Fi, как требует Постановление Правительства №758 (об идентификации пользователей). Также обеспечивается защита персональных данных и безопасность.

    Самое важное – контроль и анализ всего школьного трафика. Для школы это бесценный инструмент воспитательной работы. Чем часто занимается школьный психолог, например? Проведением стандартных мероприятий «для галочки», которые не интересны ни ему самому, ни, тем более, детям. Знает ли он, что интересует подростков, чем они занимаются в соцсетях, какие сайты посещают регулярно? Скорее всего, нет.

    Теперь же ему вручается отличный инструмент для работы. Что дает мониторинг трафика? Администратор получает информацию о посещаемых ресурсах каждого школьника, их активности на них, время посещения. Можно составлять рейтинги «по интересам» – и на их основе строить воспитательную работу. Можно выявлять адреса сомнительных и опасных ресурсов, чтобы блокировать их.

    Этический вопрос, и почему Интернет ни при чем

    Постоянно идут споры о свободе и личном пространстве ребенка. Часть оппонентов считает, что любой запрет ущемляет права детей, вызывает эффект «запретного плода», а излишний контроль провоцирует недоверие, неприятие и конфликты. Это может быть так только в одном случае, когда реально воспитанием ребенка не занимаются, его интересы не формируют и не стимулируют в правильном направлении.

    Всегда проще запретить «потому что я так сказал», критиковать и жестко контролировать, чем вникать и вместе решать проблемы. Если ребенок научился критически оценивать информацию (а это задача взрослых, учителей и родителей), то ему проще отказаться от ненужного. И здесь задача контроля – выявить потребности и интересы, чтобы мягко направлять и ограждать. Разумеется, не переходя грань дозволенного в виде чтения личной переписки и пр. И такой подход должен быть не только к сети, но и к повседневной жизни – доверие, понимание, взаимодействие и контроль.

    Как организовать школьную сеть

    Можно пользоваться простыми программами и оборудованием, но их настройка и работоспособность зависит от навыков администратора, функционал и надежность могут быть недостаточными. Проблему проще и эффективней решить с помощью UTM-решений, адаптированных к установке в учебных учреждениях. Для этого понадобится немногое:

  • Подготовка. Проводится инвентаризация оборудования (если уже имеется), при необходимости оно докупается.
  • Внедрение UTM-шлюза.
  • Определение политик веб-доступа для групп и индивидуальных пользователей.
  • Настройка резервного копирования.
  • Подготовка документации.

    UTM-решения для школ оптимальны и для обеспечения безопасности и контроля, и с точки зрения информирования администрации об интересах и увлечениях учеников. Это помощь в учебном и воспитательном процессе, дополнительный инструмент для развития, который точно стоит попробовать.

    Нет комментариев. Ваш комментарий станет первым!

    Ваш email адрес не будет опубликован.