Главное меню

Антон Лагутин, Учитель года России 2016: что угрожает детям в Интернете и как их защищать

Победитель конкурса «Учитель года России — 2016» Антон Лагутин, преподаватель информатики МБОУ «Гимназия 2 «Квантор», рассказал в интервью Алёне Журавлёвой (коммуникационное агентство Intelligent Matters) о том, что угрожает детям в Интернете и как их защищать в школе и дома, а также поделился мнением о проблемах, с которыми сталкивается учитель.

school_protection1

— Антон Александрович, за последнее время было много историй, связанных с незащищенностью детей в Сети. Действительно ли это серьёзная проблема? Почему она, на ваш взгляд, возникает сейчас всё чаще?

— Проблема стоит очень остро. Общение переместилось из реального мира в виртуальный, и есть ряд причин, по которым виртуальное общение для подростков более привлекательно.

Во-первых, подростки порой чувствуют себя одиноко, а в социальных сетях, где много виртуальных друзей, создаётся противоположное ощущение – к сожалению, мнимое. Во-вторых, подросткам хочется успешности, а в виртуальном мире можно «придумать себе жизнь» и стать успешным в глазах знакомых и даже совершенно незнакомых людей.

Эта успешность выражается для подростка в «лайках» и «репостах». И, конечно, в виртуальном мире можно выражать свои мысли, не чувствуя ответственности за сказанное и написанное. Всё это привлекает… и не только школьников.

К сожалению, именно в Сети пытаются преодолеть свои комплексы или повысить свою самооценку и взрослые люди. Поэтому Сеть, где хотя бы раз в день появляется почти каждый человек, так привлекательна для мошенников и психически нездоровых людей. И дети, в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, часто не понимают и не замечают угрозы. И даже когда дети понимают, что у них есть проблемы, они зачастую боятся обращаться к взрослым, тем более родителям.

— Работают ли над вопросами безопасности в интернете на уроках информатики? Защищены ли дети в школе на уроках от сетевых опасностей?

— Вопросам безопасности в сети на уроках информатики я уделяю особое внимание. Конечно, в программе есть такие темы как «Компьютерные вирусы», «Антивирусные программы» и т.д. C помощью антивирусов и файерволов, а также систем комплексной безопасности, в частности, на примере Traffic Inspector (разработчик «Смарт-Софт»), который установлен в нашей школе, я рассказываю и показываю, как можно защитить себя от нежелательной информации.

Но этого недостаточно — угрозы, подстерегающие школьников в Сети, чаще связаны не с вредоносным ПО. Младшим и средним школьникам я рассказываю о проблемах, которые может вызвать небрежное отношение к своим персональным данным. Показываю, как можно защитить себя от злоумышленников и просто неадекватных людей с помощью настроек приватности в социальных сетях. Моя задача – не только защитить детей от интернет-угроз на уроке информатики, но и предупредить об угрозах, с которыми они могут столкнуться в Сети вне школы.

— Как обеспечивается безопасность работы в Сети? Насколько это важный момент для школ и достаточно ли этому уделяется внимания?

— В современных школах огромное внимание уделяется вопросам безопасности, в том числе и информационной, поэтому в школе и используется Traffic Inspector. Решение зарекомендовало себя как надёжное и функциональное. Также это еще и российский программный продукт, что сегодня важно.

— Насколько хорошо школа, в которой вы преподаете, сейчас укомплектована оборудованием и ПО для изучения информатики?

— Учителям информатики нашей гимназии грех жаловаться. У нас в гимназии 4 компьютерных класса. Все компьютеры работают под управлением ОС Windows. Всё ПО, необходимое для достижения образовательных целей, также имеется. Но есть и проблемы. Большинству компьютеров уже больше 5 лет, и обновление «железа» идёт гораздо медленнее, чем хотелось. Но и эта проблема решаема.

— Сейчас на государственном уровне продвигается инженерное образование, основой которого должна стать математика, основы которой закладываются еще в школе. Изменилось ли в связи с этим внимание, которое уделяется в школах этому предмету? Улучшилось ли материальное обеспечение классов математики, к примеру, покупается ли допоборудование или что-то подобное?

— Действительно Ольга Юрьевна [прим. ред. — О. Ю. Васильева, министр образования и науки РФ] в своих интервью подчёркивает необходимость ориентации на инженерное образование. Конечно, это вопрос не одного дня, поэтому пока сложно говорить о дополнительном материально-техническом оснащении. Но, хочется верить, что это случится. А насчёт востребованности – я работаю в гимназии, где физика, математика и информатика преподаются на профильном уровне. И эти же предметы чаще других выбираются учениками для сдачи ЕГЭ.

— Есть мнение, что сегодня уроки информатики в школе можно упростить, ведь основы работы с ПК есть у каждого школьника и тратить на это время в школе не стоит. А каково ваше мнение по поводу перспектив изучения информатики в школьном курсе?

— Это мнение не имеет под собой оснований. Во-первых, информатика не направлена исключительно на обучение работе за компьютером. На информатике дети знакомятся с теоретическими основами информатики как науки: понятиями информации и информационных процессов, математическими основами информатики, теорией алгоритмов и, конечно же, моделированием и программированием. К тому же современное общество (в связи с развитием IT-технологий) постоянно предъявляет новые требования к выпускникам школ. Поэтому я бы призвал более серьезно относиться к информатике.

— С какими проблемами сталкивается учитель информатики сейчас в школе?

— У учителя всегда масса проблем. Причем большая часть из них не имеет прямого отношения к образовательному процессу. А применительно к обучению детей, одной из самых главных, как я считаю, является сохранение у детей устойчивой мотивации к обучению. Сегодня далеко не все дети понимают, зачем они идут в школу. И моя задача – наполнить обучение каждого из них смыслом на личностно-значимом уровне.

— Антон Александрович, вы недавно стали победителем конкурса «Учитель года». Среди 15 лауреатов конкурса – лишь двое преподавателей информатики. С чем это, по-вашему связано?

— На конкурсе «Учитель года» из 85 человек было всего четверо информатиков. С чем это связано – вопрос риторический. Ведь формат конкурса предполагает почти сценическую работу. Мало представить свой опыт, нужно заинтересовать им жюри, в состав которого входят не только учителя и профессора педагогических вузов, но и родители и ученики. Гуманитарные предметы связаны с жизнью более явно, и учителям в какой-то степени проще «задеть за живое». Информатика же – предмет подчас достаточно абстрактный.

— Зачем учителю участие в конкурсе? Победа что-то дает?

— Участие в конкурсе позволяет учителю развиваться. Порой мы понимаем, что ведем по 8-9 уроков в день, и это становится конвейером. Мы используем уже отработанные до автоматизма приёмы и методы, думая, что достигли совершенства.

Конкурс даёт возможность взглянуть на себя со стороны, критически оценить и прикинуть «зону ближайшего развития». Он является институтом повышения квалификации учителя. К тому же появляются новые знакомства и возможности для профессионального общения, обмена опытом, создания совместных образовательных проектов.

Победа в конкурсе не являлась для меня самоцелью, но – не буду скрывать – приятно удивила. Благодаря ей я могу теперь поднимать вопросы и решать проблемы, которых в нашем образовании немало, на самом высоком уровне.

— Интересно, что среди участников много молодых специалистов. Как вы думаете, этому есть серьезные причины или это случайность?

— Молодежь сейчас идёт в школы, причём эта молодежь талантливая. Одной из первостепенных задач конкурса является популяризация профессии учителя. Я думаю, именно участие талантливой молодёжи в конкурсе способствует решению этой задачи.

Источник: http://education-events.ru

Нет комментариев. Ваш комментарий станет первым!

Ваш email адрес не будет опубликован.