Главное меню

Человеко-часами не разбрасываемся

Социальные сети – важное достижение прогресса, но и… самый страшный бич для любой компании. Занимая умы и сердца миллионов приверженцев, они превзошли все интернет-коммуникаторы, чаты, форумы и блоги, вместе взятые. Завсегдатай соцсетей продолжает упоенно лайкать умильных котиков даже на работе – и никакие увещевания начальника не заставят его расстаться с любимой забавой. Мало того, в ответ нередко летят хамские замечания и угрозы парализовать рабочий процесс.

Увольнять таких сотрудников не выход – на их место придут точно такие же social media sapiens. Аналитики ФБК еще в 2012 году подсчитали: экономический ущерб от разбазаривания рабочего времени на социальное общение перевалил за 311 млрд рублей, а ведь с тех пор почитателей соцсетей только прибавилось. Что же делать?

Политика организации

Прежде чем принимать технические меры, стоит проанализировать организацию рабочего процесса в самой компании. Совсем отказаться от соцсетей, понятное дело, нельзя, ведь с их помощью многие фирмы общаются с потенциальными клиентами, партнерами, информируют о своей продукции, акциях, ведут так называемые паблики и т. д. Поэтому лучший выход из ситуации – поставить соцсети на службу делу. Например, в обеденное время, когда сотрудники привычно просматривают ленту в твиттере или фото друзей и родных из отпуска, пусть они наряду с этим приятным занятием хотя бы разик лайкнут или перепостят важную для компании новость. Прививать соответствующую культуру нужно с момента появления новичка в коллективе, периодически напоминая ему, что соцсети существуют не только для общения – с их помощью можно зарабатывать деньги.

Технические меры

Блокировка нежелательных сайтов

Принципиально иное дело – сознательный саботаж, игнорирование замечаний руководства. В этом случае не избежать технических мер. Первый шаг – закрыть доступ к соцсетям, а также ресурсам, которые могут иметь к ним отношение. Делать это стандартными сетевыми методами (через прокси-сервер или черный список) практически бесполезно – сетеман изобретателены и быстро найдет обходные пути. На помощь придет Traffic Inspector – программа, позволяющая разделять пользователей на группы и каждой из них присваивать свои правила доступа к тому или иному контенту.

Делать это можно тремя способами:

1. Блокировка по IP-адресу. Хороша тем, что ее не обойти маскировочными и подставными доменными именами, но только в том случае, если точный адрес сайта известен и он один. Многие соцсети и прочие ресурсы имеют несколько серверов, на которые перенаправляют абонента в зависимости от загрузки и/или региона. Вычислить все такие адреса не так-то просто.

2. Блокирование по доменному имени. В этом режиме в черный список заносятся имена ресурсов (типа vk.ru, vk.com, vkontakte.ru и др.): блокируется доступ к ресурсу со множественными и/или динамически изменяющимися IP-адресами. Эффективно в отношении сотрудников, которые на слишком сильны в интернет-технологиях и не смогут самостоятельно обойти запрет.

3. Ограничение доступа посредством встроенных правил: используются политики сторонних организаций, которые специализируются на составлении списков нежелательного контента. Достаточно выбрать категорию (как видно из скриншота), чтобы Traffic Inspector тут же получил блэк-лист и начал блокировку. Пожалуй, самый оптимальный вариант.

Очевидно, что последний способ наиболее прост и не требует глубоких познаний, а значит, подойдет компаниям, где нет сисадмина. Но следует понимать, что ни один вариант, и даже все три, задействованные единовременно, не станут панацеей, хотя и облегчат жизнь работодателю.

Последующие меры

На основе этих правил формируется соответствующее действие. Например, несложно ограничить скорость доступа до мизерной (сайт вроде и загружается, но чрезвычайно медленно) или включить перенаправление на страницу с предупреждением о запрете на посещение данного ресурса. Впрочем, можно перенаправлять на страницу корпоративного портала или любую другую, по выбору. Разумеется, действия пользователя легко протоколировать.

Предположим, система установлена – но что мешает сотрудникам посещать какие угодно сайты через смартфоны и планшеты? Контролировать это невозможно. Зато можно воспользоваться программой мониторинга и подсчета рабочего времени (например, CrocoTime), она предоставит точные данные по каждому сотруднику. А уж как использовать эту статистику – решаете только вы.

Выводы

Сама по себе установка ПО принесет немало пользы, но еще большего эффекта можно добиться, сочетая технические и административные меры. Информирование коллектива о нововведениях повысит эффективность труда: мало кто захочет рисковать не только размером жалованья, но и насиженным местом. После первой же волны штрафов и поощрений вряд ли у кого-то останутся сомнения в серьезности намерений руководства.

Источник: it-world.ru

Нет комментариев. Ваш комментарий станет первым!

Ваш email адрес не будет опубликован.